Главная \ Сценарии к 9 мая \ Концерт — лекция, посвящённый 70 — летию Великой Победы

Концерт — лекция, посвящённый 70 — летию Великой Победы

Песням тех военных лет ― поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели
Как он был не легок и не скор...
Только песни вовсе не старели
И в строю остались до сих пор.
А. Аркадьев

С каждым годом все дальше, и дальше отодвигается от нас минувшая война. Великая Отечественная, она не превращается в далекую историю, не уходит в небытие, а наоборот ярче предстает перед нами во всей своей трагической силе. 

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Подвигу народа посвящены многотомные романы, поэмы, музыкальные произведения. Свой вклад в музыкально-художественную летопись Великой Отечественной войны внесли поэты и композиторы, для которых война стала жизненным опытом и испытанием. Песни военных лет разные, но роднит их одно ― сила поэтического чувства и безмерная любовь к Родине.

Война и Музы. Казалось бы, нет более противоречивых понятий: «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы суровых испытаний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в бой, становились оружием, разящим врага.

1.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» 

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: 
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Еще день ушёл на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. 

Так начался славный и долгий путь песни. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Муз. А. В. Александрова,сл. В. И. Лебедева-Кумача«Священная война» ( исп. Сидельников Александр)

2.

19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но нот не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер,  Л. Шварц, так и любители . Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела   популярность. Песню "Огонёк" с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен.

Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев  они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонек". Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели! Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл".

«Огонёк» ст. М.Исаковского,  муз. неизвестного автора (исп.  Владислав Панков)

3.

Песня «Три танкиста»  написана братьями Дмитрием и Даниилом Покрасс на слова поэта Бориса Ласкина  и впервые прозвучала в 1939 году в кинофильме «Трактористы». Её пели возвращающиеся домой с Дальнего Востока три товарища, три героя военных событий на озере Хасан. Бои с японскими захватчиками явились предвестниками сражений Второй мировой войны.

Первая танкистская песня «про экипаж машины боевой», посвящённая защитникам рубежей Родины стала неофициальным гимном танковых и пограничных войск.

Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вспомним в «Тёркине» у Твардовского:

И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.

На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной  песни. Один из них  сочинен был самим Б. Ласкиным и прозвучал в исполнении Николая Крючкова в одном из выпусков боевого
киносборника «Победа — за нами!»:

Расскажи-ка, песенка-подруга,
Как дерутся с черною ордой
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.

Не дают они фашистским танкам
Темной ночью в тыл забраться к нам, —
Без пощады бьют фашистов с фланга,
Угощают крепко по зубам.

Не одну фашистскую гадюку
Укротили силой огневой
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.

муз.братьев  Покрасс, слова  Бориса Ласкина «Три танкиста» (исп. Андрей Бугаев)

4.

Впервые мелодия всем известного «Синего платочка» прозвучала в довоенном 1939 году. Её исполнили, спасавшиеся  в СССР от фашистской неволи, польские музыканты. На понравившуюся мелодию композитора Ежи Петерсбургского, поэт  Яков Маркович Галицкий написал стихи  про девичий синий платочек, которые  наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

В годы войны мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, ставший главным смысл.  Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.

Самую широкую известность и распространение в годы войны получил,  тот фронтовой вариант «Синего платочка», первой исполнительницей которого стала замечательная певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.

С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.

Время написания стихов этого фронтового варианта  “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — сотрудник газеты «В решающий бой!»  лейтенант Михаил Александрович Максимов.

Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Все они так и считали, что песня эта про них написана, коль заключают ее слова:

«Строчит пулеметчик за синий платочек

Что был на плечах дорогих!»

Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Муз. Е.Петерсбургского, сл. А. Максимова «Синий платочек» (исп. Дмитрий Хейлов)

5.

Давайте проследим историю создания ещё одной замечательной песни.

«В августе 1943 года наша часть после длительного марша по смоленским чащобам и болотам вышла на опушку леса. Казалось, силы были уже на исходе. И вот тут мы услышали отчаянно веселую, замечательную песню, которую в густой, некошенной траве пели разведчики.

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка, сама

О том, как черноглазая

Свела с ума.

В песне было столько удали и задора, что как-то сама-собой забылась усталость, словно у нас прибавилось сил...» - такой запомнилась поэту-фронтовику Николаю Старшинову первая встреча с одной из самых светлых и жизнерадостных песен военной поры.

Полная добродушного юмора и лукавства и вместе с тем пронизанная глубоким и нежным лирическим чувством, эта песня сразу и безоговорочно была принята сердцем воюющего солдата. Подкупал и оптимизм песни, воспевавшей любовь и верность, гордость и достоинство девушки, ожидающей своего любимого с «лютой битвы с врагом» и мечтавшей о том, чтобы он вернулся героем.

Стихотворение Алексея Фатьянова «На солнечной поляночке», впервые опубликованное в армейской областной газете «За Родину», казалось диким, нелепо-бодрящим на фоне кровопролитных боев лета 1942 года. А «Тальяночка», так называли песню, стала одной из самых любимых и звучала на всех фронтах.

Муз. В.Соловьева-Седого, сл. А.Фатьянова «На солнечной поляночке» (исп. Рома Михеев)

6.

Песня  «На безымянной высоте» впервые прозвучала  в кинофильме «Тишина», снятого в начале шестидесятых годов по роману Юрия Бондарева.

Автор слов — поэт Михаил Матусовский, композитор — Вениамин Баснер.

В основе песни лежат реальные события -  подвиг восем­надцати солдат на Безымянной высоте.

Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Под­ступы к ней казались неприступными.

Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патро­на. Последняя радиограмма восемнадцати бойцов заканчивалась словами: "... принимаем бой".

Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погиб­ших бойцов. В живых остались лишь двое — рядовой Герасим Лапин,  и сержант Константин Власов, который был захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал, воевал в партизанском отряде).

Тот бой был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.

Вскоре там, на высотке, поставили памятник —  двое солдат склонились над павшими, и легли на камень строки:

Мы не забудем, не забудем

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Прошли годы — и на месте временного памятника был сооружен торжественный мемориал.

Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского «На безымянной высоте» ( исп. Илья Родин)   

7.

Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. В основу песни лёг сюжет о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему на фронт.

Грянула война. «Катюша» в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу.
Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом. 

По воспоминаниям, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы – вот насколько победной оказалась сила мелодии, неразрывно слитой с текстом! 
Любопытную историю рассказал автор песни Михаил Исаковский, которому поведал её в дни войны поэт Илья Сельвинский,  участвующий в боях на Керченском полуострове. 
Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы прокрутили ее раз, потом поставили, второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу!.." 
В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим. 
Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского «Катюша» ( исп. Максим Быков)

8.

Война принесла огромные страдания всему советскому народу. Миллионы людей потеряли родных и близких.Счастье для матери - когда сыновья возвращаются домой. Песня Андрея Эшпая на стихи Евгения Винокурова «Москвичи» посвящена молодым ребятам, почти мальчишкам, которые ушли на фронт и не вернулись.

В полях за Вислой сонной 
Лежат в земле сырой 
Сережка с Малой Бронной 
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире 
Который год подряд 
Одни в пустой квартире 
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной 
Пылает над Москвой 
В окне на Малой Бронной, 
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе 
Без них идет кино, 
Девчонки - их подруги 
Все замужем давно.

Но помнит мир спасенный, 
Мир вечный, мир живой 
Сережку с Малой Бронной 
И Витьку с Моховой.

Андрей Эшпай, автор музыки к песне, был участником Великой Отечественной, прошел с боями от Вислы до Берлина в составе стрелкового батальона, а затем взвода разводчиков. К концу войны ему исполнилось всего лишь 20 лет. «Кто не был на войне, никогда не поймет, что это такое», - говорил Андрей Эшпай.

Но именно в те тяжелые годы им овладело горячее желание посвятить свою жизнь искусству, рассказать о красоте мира, о радости жизни, воспеть память тех, кто пожертвовал собой ради счастья других.

Муз. Андрея Эшпая сл. Евгения Винокурова «Москвичи» (исп. Максим Рыжков)

9.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой.

Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову.

«Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.

Прорыв к вечной славе произошёл незадолго до праздничного концерта 7 ноября 1944 г., когда художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров вспомнил о «забракованной» песне, решив включить её в концертную программу. Выступление ансамбля проходило в Концертном зале им. Чайковского и транслировалось по радио. Публика встретила песню «аплодисментами, переходящими в овации» и криками «бис!». И то же радио, которое ранее отвергло "Смуглянку", в этот раз помогло услышать её очень большому числу людей.

Эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки полюбилась бойцами, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она ими как песня сегодняшняя.
Муз. А. Новикова  сл. Я. Шведова  «Смуглянка» (исп. Диана Дроздова )

10.

Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Тем­ной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось до­биться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.

С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над дет­скими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затем­ненных городах эта песня очень помогала ждать.

А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю амери­канского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спро­сил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Аме­рике очень любят...»

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку ― то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую ― брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами...Так что в свет "Темная ночь" вышла только со второй матрицы.

Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова «Тёмная ночь»

11.

«Песней артиллеристов» открывался фильм «В шесть часов вечера после войны», вышедший на экраны страны осенью 1944 года. Она стала его своеобразной музыкально-песенной увертюрой. В музыку песни композитор Тихон Хренников вложил весь накопленный им за годы войны песенный опыт, разнообразие военных впечатлений. Оттого, вероятно, так быстро была подхваченна повсеместно «Песня артиллеристов». Эта песня звала в бой, дышала верой в неизбежную. близкую победой, звала на последнюю и решающую битву с ненавистным врагом.

Музыка Т. Н. Хренникова, Слова В.М. Гусева «Песня артиллеристов»  (исп. Семён Володин)

12.

Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей, и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата - ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне - этовосемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма.

Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным. Вскоре он написал стихи. Вслед за стихами появилась песня.

Песня “Алеша” - это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

В последние годы были предприняты попытки сноса памятника как «символа советской оккупации».

Но жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе, круглосуточные дежурства у «Алёши».В 1996 году Верховный суд Болгарии, постановил, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен.

Муз. Э.Колмановского, сл. Константина Ваншенкина «Алёша» ( исп. Даша Вольф)

13.

Песне «В землянке» суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны.

Поэт Алексей Сурков написал своей жене Софье шестнадцать «домашних» строк. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного  фронтового дня. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы  в феврале 1942 года не приехал из эвакуации в фронтовую редакциюкомпозитор Константин Листов. На переданные ему стихи уже через неделю он сочинил музыку.

В газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года,  впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Она была «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, ктождал его с войны».

Муз. Константина Листова, сл. Алексея Суркова «В землянке» (исп. Дуэт: Лиелпетере М.В. - Легких М.В.)

14.

В 1971 году, к 30-летию начала войны, вышел фильм «Минута молчания», где звучала песня на слова Роберта Рождественского «За того парня». Эту песню исполняли Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон.

В песне  идёт речь об удивительном свойстве памяти – помнить то, что было с другим, то, чего не было в собственной биографии. Эта память тяжела , но не помнить нельзя, потому что «Всё зовет меня его голос, / Всё звучит во мне его песня».Это напоминание нам, ныне живущим, помнить тех,  кому мы обязаны жизнью. Пусть мы не знали этих людей в лицо, никогда их не видели и не были лично знакомы - мы должны помнить о них всегда. Знать и помнить эту трагическую страницу нашей истории - долг каждого. Ведь только благодаря этим совсем незнакомым нам героям мы можем жить на родной земле, жить за себя и "за того парня"...
Музыка М. Фрадкина, Слова Р. Рождественского«За того парня» (исп. Евгений Полухин)

15.

Песня, которая сейчас прозвучит, родилась  в послевоенное время. Толчком к ее написанию послужило одно  событие — все жители Волгограда в память о погибших на войне родных и близких  у Мамаева кургана посадили березки.      Буквально за несколько дней на месте былых сражений вырос целый парк.

Почтить таким образом память о погибших на войне предложила инженер тракторного завода  —  женщина, которая во время войны переправляла раненых через Волгу, выносила с поля боя солдат, помогала детям.
Автор стихов - Маргарита Агашина, гуляя по парку, была поражена количеством людей, которые приходили с саженцами. На деревьях висели таблички с именем человека, в память о котором будет расти береза. Особенно поэтессе запомнилась надпись «Памяти моих четырех братьев». Под впечатлением она написала стихи, а после показала их  композитору А. Пономаренко.

Муз. А. Пономаренко, сл. М. Агашиной «Растёт в Волгограде берёзка» (исп. Кристина Пономарёва)

16.

Я понимаю, что значит Победа!
Для Ветеранов, познавших все беды
Страшной войны, уцелевших надеждой,
Что День Победы придёт неизбежно!

Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова  "День Победы" (исп. ансамбль «Мелодия» рук. Фатеева В.Н.)

9 мая – самый почитаемый праздник, ведь никто и никогда не сможет забыть, какой ценой досталась нашим бойцам эта победа. Советские  солдаты умирали, но не сдавались. Они погибали, осознавая, что отдают свои жизни во имя счастливых будущих поколений и эти мысли заглушали чувство страха и боль. Мы всем сердцем благодарны  ветеранам и труженикам тыла за самопожертвование во имя свободы и независимости Родины, за стойкость, за мирное небо над головой. Вечная слава героям Великой Отечественной Войны! 

Автор: Лиелпетере Мария Валерьевна

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.profobr.info обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору - материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.